ПО СТАРОЙ АНГЛИЙСКОЙ ПОСЛОВИЦЕ

 Выборг 2010 

Экипаж Дмитрия ТАГИРОВА и Анны ЗАВЕРШИНСКОЙ свое дебютное выступление на сложной трассе ралли «Выборг» закончил уверенной победой. В компании опытных и быстрых соперников спортсмены смогли провести всю гонку именно в том ключе, в котором и планировали. И осознание того, что это получилось – радует едва ли не больше, чем сама победа!

 

        Ралли «Выборг-2010» действительно, оказалось несколько более щадящим к технике, чем было во все предыдущие годы. Даже жалоб на пробитые колеса на этот раз практически не было. Тем не менее, традиция высокого процента схода на этой гонке осталась в силе: до финиша добралось меньше половины участников, 17 из 36 стартовавших. И победу, с более чем полминутным отрывом, одержали действующие лидеры Кубка – Дмитрий Тагиров и Анна Завершинская! Несмотря на то, что эта гонка носила для них, в первую очередь – «учебно-тестовый» характер.10vyb-DT-site-wide600

После ряда неудач на предыдущих гонках, Дмитрий решил проанализировать причину начавшего преследовать его невезения. Вроде бы и стратегии на гонку строились всегда основательно, но – на пути становились случайности. Что нужно сделать, чтобы уменьшить подобный «коэффициент вероятности» - вот такой основной психологический вопрос стоял перед этим стартом. И на этот раз было принято решение полностью «наблюдательной» стратегии. Тем более что рисковать на незнакомой трассе, впервые пилотируя Mitsubishi на грунте – резона не было никакого, зато было на кого посмотреть и у кого поучиться. Двумя главными соперниками в таком раскладе становились Станислав Травников и Борис Федотов. Первый вновь выводил на старт самый мощный в гонке автомобиль подготовки группы 4000Н и прекрасно знал эти дороги. На стороне второго, помимо безусловно прекрасного знания трассы, а вернее – даже прежде этого – колоссальный опыт. Ведь разменявший пятидесятилетний рубеж Борис входил еще в состав сборной СССР, и до сих пор с легкостью «дает прикурить» куда более молодому поколению пилотов.10vyb-DT-act01byAF-1000

       На первой секции в полной мере осуществлять «учебные планы» мешал стартовый порядок. Ведь Тагиров выходил на трассу первым. Были опасения, что ночной и утренний дождь и вовсе заставит его больше выполнять «бульдозерные обязанности», разгребать верхний скользкий слой покрытия. Но, к счастью – дождь прекратился вовремя и существенных помех не создал. На открывавшем гонку спецучастке «Дубинино» Дмитрий показал лишь четвертый результат, пропустив вперед не только Травникова и Федотова, но и отличившегося феноменально быстрым временем «переднеприводного» пилота Алексея Лукьянюка на мощном двухлитровом «Опеле». Но такая осторожность была задумана по стратегии. На втором спецучастке стало понятно, что даже осторожная езда дает результат – лучшее время! К слову, именно здесь вдребезги разбивают машины не только так быстро начавший Лукьянюк, но и обладатель Кубка FIA по ралли-рейдам Александр Мироненко. Повторное прохождение «Дубинино» - на этот раз Травников вновь лучший. Но второе время и общая вторая позиция – за Тагировым. Заключительный спецучасток секции, второе прохождение «Перевозного» - в корне переворачивает ситуацию в гонке. Тагиров снова второй здесь, но выигрывает доп лишь недавно пришедший в классические ралли и отлично прогрессирующий в этой дисциплине опытный рейдовик, участник «Дакара» Ярослав Соловьев. А вот Травников – вылетает с трассы, оставляя Тагирова в лидерах! Третье время у Александра Кожарина, а Федотов при весьма плотных финишных временах – только шестой, и в общем зачете он проигрывает Тагирову лидерство. У Дмитрия и Анны это лидерство, честно говоря – большой радости не вызывало. Неужели и вторую секцию придется открывать канал? Но тут на помощь приходит… ошибка! 10vyb-DT-act07byVC-1000Экипаж банально мешкает на сервисе и опаздывает с выходом на три минуты. «Вот ведь не поверят, что не специально – шутят потом спортсмены – но мы и вправду не собирались устраивать никаких тактических игр в стиле топ-команд WRC, а банально задержались в кафе!». Тем не менее – теперь они стартуют вторыми, вслед за Федотовым. А тот, поняв что лидер получил полуминутную пенализацию, буквально летит над трассой, стремясь отыграть и оставшееся отставание. Иметь впереди такого аса, который стремится отыграться – вот тот ориентир, который и был нужен! В итоге остальная часть гонки оказывается разыгранной как по нотам. Наверное, главными недовольными выступлением Дмитрия и Анны в этот день оказались даже не соперники, а… зрители и фотографы. Экипаж старался избегать любых острых моментов, замедлялся в опасных местах, где можно было повредить автомобиль. Отлично показала себя еще на первой секции практика пометок в стенограмме – где нужно быть осторожнее, где прибавить – ведь спецучастки проходились по два раза. Такие же пометки делались и на второй секции. Видя результаты Федотова – можно было четко играть в свою игру, не рисковать излишне. Тем более, что дорога позволяла – на этот раз особо не мешали ни камни, ни колея.

       В итоге преимущество удалось не только сохранить, но даже увеличить – соперникам не было отдано ни одного спецучастка. А ведь езды «на пределе» - не было. И именно это, даже скорее чем победу – считают спортсмены главным достижением своего «Выборга». На незнакомой трассе, «с чистого листа», в таком сильном окружении – суметь полностью отработать стратегический план. Который, по большому счету, – сводился к старой английской гоночной мудрости: чтобы побеждать – сначала надо научиться финишировать.

Дмитрий ТАГИРОВ, пилот: «После «Гуково» и «Южного Урала» удалось, наконец-то в полной мере осознать, что ралли – это слишком объемная дисциплина, чтобы зависеть только от чистой скорости. Мы ехали просто максимально хладнокровно! Я бы вообще предпочел уйти на вторую секцию третьим, чтобы видеть все, что происходит впереди, вплоть до траекторий соперников. Мы, в общем-то, пытались отдать первую секцию, жаль что «взять» ее никто не захотел… Я не знал этой трассы, но очень многое о ней слышал. И хотел сам понять и прочувствовать все эти ее особенности, все эти подбросы перед поворотами, трамплины в поворотах. Мы делали пометки и пользовались ими. Мы поняли, что наша нынешняя стенограмма отлично подходит для разных типов трасс – и были очень довольны этим. В итоге на вторых прохождениях мы четко «везли» сами себе секунду с километра, еще и оттренировывая быстрые места. При этом машину ни разу не перегрузили, не повредили – и это в Выборге-то! 10vyb-DT-act08byVC-1000Даже то коварное место на «Перевозном», где вылетели многие – оказалось понятным. Да, там нужно четко оценить точку входа, учесть, что поворот на спуске – с доворотом. Но если едешь с разумным запасом – то эту точку входа можно подкорректировать на полметра-метр, а потом – сделать соответствующую отметку на будущее. И все получалось без проблем.

Впервые за этот сезон по-настоящему получилась именно хладнокровная тактическая работа. Конечно, в полной мере тактике и спокойствию – мне еще учиться и учиться. Но главное – что я прочувствовал, что вот такая «гонка по плану» - это здорово! Что «ездить ралли» - это совсем не то же самое, что просто «гонять гонки». Что это – не только скорость, но и хладнокровие, и выдержка, и расчет. И такие ралли, честно говоря – мне нравятся еще больше!»

?>