«Уральское дерби», которым традиционно является ралли «Ураласбест» - удалось на славу! На «домашней» трассе Дмитрий ТАГИРОВ и Анна ЗАВЕРШИНСКАЯ встретили достойных соперников! Несмотря на то, что в Кубке России в нынешнем году экипаж очков получить не может, борьба все равно шла на пределе. Итогом этой борьбы стало «боевое» второе место.
Уральская трасса готовится впервые принять этап Чемпионата России. И становится все лучше! Более 50 экипажей, которые стартовали на «Ураласбесте-2011» в кубковом и клубных зачетах – смогли оценить это в полной мере. Потенциальные участники чемпионата страны – тоже присматриваются к этой трассе. И все-таки – соревнование в Асбесте в первую очередь отличается своей «клубной» атмосферой. Не в смысле зачетов, а в том смысле, что здесь встречаются друзья-соперники, сильнейшие экипажи Урала, региона который в последние годы играет все более и более заметную роль на раллийной карте страны. Вот и в этом году экипажи, прибывшие на первый этап Кубка России в Асбест – еще до старта показали, что начало большого гоночного сезона остается для всех настоящим праздником. Ухоженные, несмотря на абсолютно разный возраст, красиво оформленные автомобили радовали глаз еще на технической инспекции. Спортсмены присматривались – кто поменял технику, кто обновил… В этом году произошли существенные изменения в распределении техники по классам, и, хотя это не столь заметно для Кубка – но все равно интересно посмотреть, кто и как подготовился к новому сезону.
Дмитрий ТАГИРОВ вывел на старт свою проверенную Subaru Impreza N12. Но даже знакомая до винтика машина изменилась! Ведь именно ее Дмитрий рассматривал как «запасной» вариант для стартов на этапах Чемпионата мира, и в межсезонье автомобиль прошел полный «ребилд», на него были установлена самая современная комплектация. Да, этот автомобиль «от рождения» получился достаточно удачным, у него отличная развесовка, хороший баланс. Но требования реалий Production WRC – гораздо жестче чем те, которые предъявляют российские ралли, поэтому работа над надежностью и прочностью машины была проведена по высшему уровню. И в ходе гонки автомобиль проявил себя наилучшим образом, ни разу не заставив задуматься о каких-либо технических проблемах, отработал «как часы».
Формат гонки на этот раз был двухдневным, что не очень часто встречается нынче на кубковых этапах. Борьба завязалась с первых же метров. На победу могло претендовать как минимум полдюжины экипажей – тем более, что победить в этом «уральском дерби» для местных гонщиков – вопрос принципиальный. Но уже первые два спецучастка выявили двух основных фаворитов: Дмитрия Тагирова и Андрея Трухина. Андрей поменял к новому сезону технику: пилот, которого все годами привыкли видеть за рулем Subaru, на этот раз вывел на старт Mitsubishi. Дмитрий и Андрей обменялись «уколами» на первых двух спецучастках, и быстро набрали почти полуминутный отрыв от остальных. Любопытно, но даже самые «принципиальные» соперники, при условии, что они планируют бороться за награды Кубка России в течение всего года, могли наблюдать за этой дуэлью абсолютно спокойно – оба лидера входят в Лист Приоритета РАФ и на зачетные кубковые очки не претендуют. Так что за их спиной разгорелся второй уровень борьбы, где ничуть не менее важную роль играл стратегический подход. А держать «головы в холоде» - явно не мешало! Застоявшиеся в межсезонье экипажи бросились в борьбу без «разогрева». В итоге бруствера достаточно быстро получили немало отметин от тычков «не попавших» в виражи машин, на снегу тут и там встречались обломки бамперов. А ведь трасса в Асбесте – достаточно беспощадна к ошибающимся. Почти везде под снегом тут – камни, а зрителей можно встретить в очень немногих местах – их традиционно приглашают собираться в заранее предусмотренных зрительских зонах. Тем не менее, болельщики (которых собралось немало) тоже потихоньку изучают особенности этого молодого ралли, и на этот раз они смогли найти боковые подъездные дорожки – в том числе и к очень интересным местам «в глубине» маршрута. Так что обочины «Ураласбеста» стали не столь пустынны, как это бывало раньше. Тем не менее – на помощь зрителей все-таки рассчитывать почти не приходится, и неудачный вход в вираж может стоить как минимум больших потерь времени на вызволение автомобиля из снежного плена. Сходы при таком накале борьбы были неизбежны, и они не заставили себя долго ждать. Ну а избежать ошибок вовсе – удалось очень немногим!
Тем временем первые четыре спецучастка Тагиров и Трухин поделили на двоих, и в лидерах оказался все-таки Тагиров. Но говорить о каком-либо «спокойствии» не приходилось – дуэлянты стремились «откусить» у соперника малейшие доли секунд. Обозначился и третий фаворит гонки – москвич Игорь Буланцев, потихоньку оттеснивший с третьей позиции Григория Трегубова. Но Буланцев как раз демонстрировал «стратегический» подход, не бросаясь в отчаянную погоню за лидирующим дуэтом. Тем более, что этот дуэт уже успел уйти далеко вперед.
Настолько, что… даже потерянные на шестом спецучастке 40 секунд не отбросили Дмитрия ТАГИРОВА дальше второй позиции! Но лишили лидерства в гонке, сделав перспективу победы призрачной. А все получилось до обидного просто! Экипаж продолжал работу над техникой пилотирования и записи. Да, недавний прибалтийский опыт оказался очень полезен, но трасса в Асбесте – совсем другая, и у этих дорог тоже есть чему поучиться. К примеру – работе над записью и чтением в случаях, когда дорога представляет из себя длинную – порой до километра – дугу, «сотканную» из множества небольших, не всегда явных поворотов одного направления. А в конце такой дуги – крутой, порой – почти обратный вираж! Скорости здесь очень велики, что называется – «пятая в пол», и к резкой смене характера движения нужно быть готовым точно вовремя. Снова было опробовано несколько вариантов записи, «привязок» и прочтения. И в итоге Дмитрий, пожалуй, впервые за всю гоночную карьеру – позволил себе «пообсуждать» разницу прямо на ходу. Итог – моментальная потеря концентрации, и «парковка» в бруствере на те самые злополучные 40 секунд. Такого «звонка» оказалось достаточно, и экипаж предпочел все-таки перенести дальнейшие дискуссии уже на послефинишный период. Но с точки зрения победы этот «звонок» оказался, увы – колоколом. Трухин, естественно – не собирался прощать подобных «вольностей», и не подпустил Дмитрия ближе чем на 28 секунд. Итогом этой дуэли стало «серебро» для обладателей Кубка России-2010, прошлогоднего успеха повторить на этот раз они не смогли, отдав победу сопернику.
Среди тех, кто получает очки в зачет Кубка страны – уверенно довел дело до возможного максимума Игорь Буланцев. В «абсолюте» он третий, но именно он увез из Асбеста максимально возможное количество «кубковых» очков, несмотря на немалое число выпавших по дороге «приключений» и весьма «боевой» вид автомобиля на финише.
Конечно, упущенная по собственной оплошности победа – не самый приятный результат для экипажа. Но все-таки «домашняя» гонка удалась! В первую очередь – за счет отличного настроения, участия в настоящей спортивной борьбе, наличия быстрых и интересных соперников, интересных и ровных спецучастков. Кстати, на трассе «Ураласбеста» удалось вволю поработать с техникой прохождения прыжков и подбросов – их здесь предостаточно, машина изрядную долю времени проводит в воздухе.
Теперь осталась только одна «репетиция» перед главным стартом этой зимы в Швеции – это карельское ралли «Лахденпохья», первый этап Чемпионата России. Именно туда экипаж отправился, едва успев передохнуть после финиша в Асбесте. Причем дорога в Карелию оказалась для спортсменов весьма хитрой! Свой день рождения Дмитрий Тагиров провел в пути: нужно было забрать в Риге оставшийся там после латвийского ралли тренировочный автомобиль, так что в маршрут до Карелии добавилась «прибалтийская» петля. А уже сегодня Дмитрий ТАГИРОВ и Анна ЗАВЕРШИНСКАЯ начинают знакомство с дистанцией первого этапа нового чемпионата. Пожалуй, карельская трасса – это единственное, что знакомо на приближающейся гонке! Новый регламент, новое деление по классам, серьезно обновившийся состав участников – на смену прежним фаворитам пришла целая плеяда новых соискателей главного титула страны. После «уральского дерби» спортсменов ждет карельское «уравнение со многими неизвестными». А до старта в Швеции остается уже всего ровно две недели!
Дмитрий ТАГИРОВ, пилот: «В целом я доволен гонкой, все понравилось. Ровные сложные спецучастки, борьба. Все прошло на высокой, яркой ноте с точки зрения эмоций – все понравилось! Вдоволь напрыгался и наскользился, тем более что мы, стремясь поберечь бюджет – снова выбрали «прошлогодние», использованные шины – на них было еще забавнее ехать! Атмосфера была больше клубная, чем кубковая. Компания вся давно знакомая, и борьба шла чистейшей воды спортивная. Никто не присматривался, не держал сил в резерве – все «дубасили» сразу с первого метра, здоровые амбиции зашкаливали, все рвались к победе! Понравилось, что завязался поединок. Экипаж Андрея Трухина отлично подготовлен – и по езде, и технически. Мы обменивались уколами всю гонку, и это заводило, появлялся запал! Здорово, что мы можем ехать так ровно, в одном ритме на разных автомобилях. Это делает нас сильнее, мы открываем друг другу горизонты для работы над собой. Думаю, и в будущем мы будем соревноваться на равных! У уральских ралли вообще есть в этом плане большая перспектива – там всегда есть с кем посоревноваться. Есть некий уровень, соответствовать которому – большая честь! Да и организаторы молодцы! Это молодая команда, с отличными идеями – они постоянно что-то делают для улучшения своих гонок. Сейчас вот ввели новую систему хронометража с учетом «сплитов» - это дает гонке более точное, живое, интересное освещение. Да, в этот раз не все работало идеально, было видно, что еще идет тестовая работа с этой техникой. Но уверен, уже к приезду этапа Чемпионата России – все будет отлажено. Я думаю и надеюсь, у ралли в Асбесте – отличное будущее!»
Фото предоставлены Андреем Клещевым