РАЗГОВОР ПОСЛЕ ФИНАЛА

Предгорье Кавказа 2010Итак – финал! Гонка, принесшая экипажу Дмитрия ТАГИРОВА и Анны ЗАВЕРШИНСКОЙ победу. Победу, достижение которой ставилось в качестве основной задачи этого сезона. Победу, на достижение которой были брошены все усилия, ради которой строилась стратегия года. Победу, которая была, по большому счету, заслуженной. Но, даже учитывая, что экипаж подошел к финалу с хорошим запасом и настраивал себя на полное спокойствие – финал этот оказался далеко не простым. Многие вещи были просто не видны со стороны, и пусть о них лучше скажут сами спортсмены…

О трассе «Предгорья Кавказа» было сказано уже немало. Действительно, для финала условия были выбраны практически идеально. Основные претенденты на призы здесь оказались в равных условиях – для большинства такие дороги «своей стихией» никак не назвать…

FFAN0240Дмитрий Тагиров: «Дороги для финала – просто бомба! На трассе присутствует все – перепады высот, закрытые разноплановые повороты, узкие и широкие места, скользкое и твердое покрытие. То, что в ходе гонки некоторые не справились с управлением, лишний раз говорит о том, что трасса на самом деле непростая. Но на ней нет явно «убойных» участков – почти везде ровно. А каменистую, самую неприятную часть организаторы в итоге обрезали. Мне эти спецучастки очень нравятся! Мы проехали гонку без неоправданного риска, очень точно, нигде не вильнули, ни одного экстремального захода в поворот не сделали. Каждый вираж прошли так, как хотели. И многое поэтому было проще. Ведь «скользко» становится тогда, когда ты едешь экстремально. А я ехал до грани, поэтому мне «скользко» не показалось. Я для себя в голове «сфотографировал» опасные места, отметил все на ознакомлении – где рыхло, где скользко, и был готов. В итоге я мог контролировать свой темп, прибавлять и сбавлять. Мы сделали пометки на «темное», я понимал, что это будет реально другой спецучасток, было сложнее определить – где рыхло, где нет, потому что цвет покрытия в свете фар был одинаков. Так что определяли уже «на ощупь». Мы делали пометки на первом прохождении во второй день, где можно будет добавить огоньку, если потребуется. Я как будто бы играл на своем поле, чувствовал темп соперников и мог предугадать их ходы. Такое состояние дорогого стоит, оно, пожалуй, сложилось в первый раз в моей гоночной жизни. Аня не сомневалась в правильности стратегии, и была чрезвычайно спокойна.

Но отнюдь не все складывалось «благостно». Некоторые проблемы были предсказуемы уже до старта. Но гонщики не хотели лишний раз портить себе настроение, и старались не особенно задумываться о них и тем более – не обсуждать это вслух. В конце концов – «правила игры» были объявлены заранее...

Дмитрий Тагиров: План организаторов по «уравниванию шансов фаворитов», когда мы не получили первого стартового номера – удался полностью! Моя внутренняя задача была – проехать второй СУ, «темное» прохождение первого почти в одно время с первым СУ. Ведь это – показатель правильной IKAR8480стенограммы и работы с ней. И то, что мы уступили Стасу на первом проходе всего полсекунды – как раз то, что было нужно. На второй проход я планировал такой же темп, и это было возможно. Но за два километра до финиша мы уперлись в пыль от впереди идущей машины, в которой не было видно точек входа и выхода в повороты, в паре виражей не видно было ничего, пришлось снижать скорость, выключать свет. Тем более не было видно, где рыхло и плотно, и я пару раз попадал в рыхлые следы, тоже теряя ход. В таких условиях стала важна уже не скорость, а сам факт доезда до финиша. Я подумал, что могу многое здесь потерять. Мы проиграли сами себе секунду с километра – а для меня это серьезная недоработка. В итоге-то все прошло хорошо, но «осадок остался»… В буквальном смысле слова осадок – тот, пылевой осадок, который попадал в салон и глаза, которым мы надышались вдоволь.

Анна Завершинская: «Дороги на этой гонке и вправду отличные, но вот многие моменты оказались, мягко говоря, неожиданны для финала по уровню организации. Пожалуй, гонок организованных с такими недоработками, я давненько не видела! Ну, нельзя, чтобы на допы не приходили скорые, чтобы «нули» уезжали за час до основного канала, и приходилось объяснять судьям, за какое время перед первым экипажем должен проходить судейский, а организаторы отлавливали свои судейские экипажи после спецучастка и отправляли на второе прохождение, нельзя допускать такие неточности в дорожной книге, как были…»

Однако настроение, которое царило в команде в эти дни – все равно было полностью позитивным. И во многом этому помогли не только собственный настрой и мудрые советы прибалтийского аса Яниса Воробьева, но и «группа поддержки», старые друзья, которые приехали поддержать своих любимцев «своим ходом» за несколько тысяч километров…

Дмитрий Тагиров: «Очень порадовали болельщики – друзья, которые почти всегда на решающих гонках с нами! И на старте они вывесили плакат, где был очень правильный слоган - просто «Тагиров – вперед»! И политкорректно по отношению к другим, и тепло, и душевно. Конечно, IKAR8118они меня немного смутили подобным – я не привык ко всему этому антуражу, но было очень приятно. Даже соперники оценили такой ход, подходили, шутили, какие правильные слова твои болельщики сказали, придется тебе теперь перед ними ответить! Действительно, перед лицом своих болельщиков просто нельзя было ошибаться! Когда есть такая поддержка, когда ты видишь развернутые плакаты на трассе – это дисциплинирует. А на финише они сделали что-то вроде подобия арки, которая выглядела чуть ли не «живой»! Флаги, дудки... Это вообще была фантастика!

Анна Завершинская: «В том, что настрой гонки получился такой позитивный – мы во многом обязаны нашим болельщикам! И за это им огромное спасибо! Приехать в такую даль, проделать путь в три тысячи километров, чтобы поддержать нас… Мы понимали это, и это было не только здорово, но и накладывало особую ответственность! Вообще же, хочется поблагодарить всех, кто помогал нам в этом сезоне. И это не только те три команды, с которыми мы работали, но и все те, кто принимал участие в нашей судьбе, помогал во время выездов, буквально помогал передать на этапы просто необходимые вещи. Спасибо друзьям и близким, кто поддерживал нас, переживал за нас. Мы получили очень много поздравлений после финиша, сыпались смс-ки, раздавались звонки – и это было очень приятно».

Увы, не оправдалась и еще одна надежда. Впрочем – подобный поворот сюжета всегда выходит за область возможных прогнозов, и полностью находится в руках спортивной Фортуны…

IKAR8128Дмитрий Тагиров: «Меня очень огорчили сходы Стаса Травникова и Игоря Буланцева. Мы хотели проехать с ними большую, красивую гонку. Ведь и в течение всего сезона, и в начале этой гонки все ехали очень быстро, все соревновались очень по-спортивному. Если проанализировать времена на СУ и средние скорости лидеров, то можно предположить, что темп был взвинчен слишком и доезд становился лотереей. Да, возможно мне просто больше везло в этом сезоне, но я хотел бы верить, что это везение обусловлено в первую очередь той работой, которую мы проделали. И все-таки главное, что в нашей борьбе была по-настоящему позитивная атмосфера!»

Действительно, в этом году соперники встречались между собой не раз. По большому счету, особенно к концу сезона – они выходили на старты уже как привычные «дуэлянты». При этом все «выяснения отношений» велись по-настоящему, по-спортивному – на трассе…

Дмитрий Тагиров: «Сезон прошел на высокой спортивной ноте. Не было никаких «закулисных» игр, бумажных войн. Борьба с соперниками велась именно на трассе. Мы общались в очень дружелюбной форме. Стас очень сильно вырос как гонщик, но и в человеческом плане такое соперничество бок о бок, как мне кажется – сделали нас более открытыми. И на финале, в самый пиковый момент напряжения – тоже была теплая атмосфера, добрая. Даже, несмотря на то, что погода была, вопреки «ожиданиям бархатного сезона», мягко говоря – не лучшей, даже скорее требовала дополнительной самоотдачи»

Анна Завершинская: «Жаль, конечно, что не удалось выиграть еще и командный зачет. Коллектив «Шишкиного Леса» оказался расчетливее тактически и расставил нужные приоритеты. Командная борьба получилась очень плотной. И мы поздравляем команду «Шишкин Лес» с этой победой».

Сезон для экипажа еще не завершен, но завершена главная на этот год для них серия. И можно сделать первые выводы…IMG_0008

Дмитрий Тагиров: «Пусть кто-то и говорил в начале сезона, что незачем мне Кубок в этом году, но мне было важно пройти эту серию от начала и до конца, оказаться на этом Финале. В прошлом году, можно сказать, я был этаким «выскочкой», мы были под жесточайшим прессингом со всех сторон… Было психологически очень тяжело, и это меня очень закалило. Как и то, что я остался тогда в шаге от победы. Видимо, тогда я был еще чуть незрелый, а в этом году дозрел до того, чтобы вести борьбу в финале. Не было никаких сомнений в своих силах. Последние три гонки, победы в них– вселяли уверенность, что удача нам сопутствует. Была уверенность, что она не отвернется и в этот раз. И никакое давление на меня уже невозможно было оказать. Было полное состояние равновесия. Мы долго шли к этой цели, и мы не просто шли, а делали планомерную работу. За этот год, как мне кажется, мне удалось очень сильно возмужать как пилоту именно в психологическом плане. Я и добивался чего-то подобного, ведь это важнее просто скорости и умения работать с техникой.

Когда мы говорим, что очень сильно выросли за этот год – мы говорим это не ради самовосхваления, а как бы отчитываясь о проделанной работе, которая была действительно тяжелой. Не могу не отметить то, что Аня как штурман – очень сильно выросла за этот сезон! Она отлично справляется со своей задачей. У нее очень высокая квалификация, и за этот сезон мы сложились как экипаж. Моя уверенность и темп – во многом определяются тем, что я уверен в штурмане».

Анна Завершинская: «А я хотела бы со своей стороны поблагодарить Диму за отличный сезон! Я очень рада, что вместе у нас получается быстро ехать, что развеялись мои опасения конца прошлого года – не слишком ли быстро для меня все это окажется. Если в начале сезона страхи и неуверенность были, то теперь я вижу, что мы растем, растем вместе и во время этого роста уверены в себе. Мы с каждой гонкой едем все быстрее, и все твёрже уверенность и в пилоте, и в машине!»

Предгорье Кавказа 2010
?>