Экипаж Дмитрия ТАГИРОВА и Анны ЗАВЕРШИНСКОЙ впервые принял участие в этапе Чемпионата Эстонии по ралли. Несмотря на то, что данное выступление было лишь частью подготовительной программы к дебюту в Чемпионате Мира, российские гонщики не только не затерялись среди соперников, но и смогли войти в десятку лучших, оказавшись при этом быстрее всех остальных россиян, принявших участие в этом красивом ралли.
Лишь неделя прошла после первой зимней «разминки» на ралли-спринте в латвийском Алуксне – и вот уже испытание куда более серьезное. Эстонский чемпионат – серия с очень плотной борьбой, в которой принимают участие не только местные пилоты, но и гонщики из балтийских стран, Финляндии, Польши, России. Простой анализ списка участников показал – в зимнем ралли «Выру» приняло участие восемнадцать чемпионов разных стран, разных лет и в разных зачетах! А российская «делегация» на этой гонке были представлена дюжиной экипажей.
Для Дмитрия ТАГИРОВА и Анны ЗАВЕРШИНСКОЙ гонка в Выру входила в программу зимней «раскатки» перед стартом на «Ралли Швеции». И ценность выезда на эстонское ралли экипаж смог оценить в полной мере по ходу соревнования. «Эта гонка раздвинула наши горизонты восприятия ралли» - в один голос говорили спортсмены уже после ознакомления с трассой. Действительно, несмотря на то, что экипаж по итогам прошлого года стал рекордсменом среди российских раллистов по числу стартов за сезон, на таких дорогах ни Дмитрию, ни Анне выступать ранее не приходилось! «Вроде бы, ничего принципиально нового в этих дорогах нет, - рассказал Дмитрий, - но просто число всех этих настоящих раллийных элементов на километр спецучастка в Эстонии сконцентрировано до максимума!». Дороги под Выру – золотой фонд эстонских ралли. Мало того, что они всегда находятся в идеальном состоянии, профилированы, имеют грамотный отвод воды летом. Более того, здесь можно создавать спецучастки разной конфигурации, комбинируя различные отрезки дорог. Организаторы не скрывают, что вполне могли бы, если бы это требовалось – увеличить общую дистанцию спецучастков, вплоть до «мировых» нормативов. На этот раз раллистам повезло еще и с погодой. Небольшая оттепель, затем морозы – и вот на трассе образуется плотный пятисантиметровый слой льда, практически идеально ровный – хоть на шипованном карте катайся! После этого легкий снег, который оказался достаточно быстро укатан – и в итоге получается идеальная по своим качествам раллийная трасса!
Несмотря на то, что трасса с подобными характеристиками оказалась в новинку для экипажа, Дмитрий и Анна провели гонку практически без ошибок. Лишь раз, несколько переоценив возможность автомобиля проскользить боком в конкретном вираже – Дмитрий допустил полуразворот, пришлось полностью остановиться и немного сдать назад. В остальном – «боевая тренировка» прошла как по нотам, позволив попробовать как осторожную, так и агрессивную техники пилотирования. Некоторым корректировкам подверглась и стенограмма.
Гонку экипаж начал предельно осторожно. Дмитрий решил в ходе ралли опробовать два варианта прохождения виражей с «разгрузами» автомобиля. И в начале оттормаживался заранее. В итоге – достаточно скромные 16 и 11 времена на первых двух спецучастках. Третий доп организаторам пришлось остановить из-за опрокидывания экипажа Реммака, чья машина перекрыла проезд соперникам в узкой части трассы. А на СУ4, который повторял второй спецучасток – Тагиров начал работать с поздними торможениями и проходить виражи в более агрессивном стиле. Результаты заметно улучшились – на СУ4 сразу же было показано четвертое время в «абсолюте»!
На пятом спецучастке Дмитрий совершил небольшую ошибку – как раз ту, о которой мы уже упомянули. Но далее прошел дистанцию уже без помарок, а еще одним ярким результатом спецучастков стало пятое время на СУ7. Улучшалось и общее положение экипажа – Дмитрий и Анна потихоньку поднимались в классификации и в итоге смогли «добраться» до седьмой строки. При той плотности борьбы, что была на этой гонке – малейшие помарки могли отбросить сразу же далеко назад. В качестве иллюстрации можно сказать, что экипажи, занявшие с 5 по 9 место – разделила всего 31 секунда!
Несколько раз менялись и лидеры – в основном из-за сходов по техническим причинам. К середине дистанции лидирующее положение захватил знакомый российским поклонникам ралли Каспар Койтла, выступавший на Mitsubishi Lancer питерской команды «Мегаполис». Чемпион России 2009 года в переднеприводной категории R3, Каспар отлично освоился и с полным приводом. Он и выиграл зимнее ралли «Выру». Драматично сложилась и борьба за «серебро». Янис Воробьев на заключительном спецучастке недооценил опасность контратаки со стороны Сандера Пярна. Но молодой эстонец, впервые в своей карьере проводивший гонку на полноприводной Subaru – сумел под занавес гонки оттеснить опытнейшего латвийского пилота, и проскользнуть-таки к серебряным наградам, оказавшись быстрее всего на 1,8 секунды!
Ну а Дмитрий Тагиров и Анна Завершинская успешно решили свои тренировочные задачи. Помимо этого и в неформальном «зачете» российских пилотов они оказались лучшими, опередив молодого талантливого Василия Грязина на 33 секунды. Но, как и недавно на спринте в Алуксне – спортивные результаты в данном случае измерялись не в финишных позициях и секундах, а в опыте. А в этом плане эстонская гонка дала будущим участникам «серийного» Чемпионата Мира очень много!
Дмитрий ТАГИРОВ, пилот: «Сложные дороги с возможностью их разнообразных комбинаций – настоящее золото этой местности! На них есть весь набор виражей, в том числе и через трамплины: и на входе, и в середине, и чуть позже середины. Есть невидимые зоны торможения, где за трамплином надо тормозить с большой скорости и входить в вираж – в таких местах приходится поломать голову о том, где оптимально начинать торможение. Конечно, когда есть опыт выступлений и тренировок по таким трассам – это делать уже проще. Но для нас как раз и была «начальная подготовка». Я не мог предполагать после ознакомления, насколько сильно будет разгружать машину и как, не был уверен, смогу ли правильно ориентировать разгруженный автомобиль в вираж. Ведь трасса достаточно узкая! Она заставила взглянуть на некоторые вещи по-новому. Здесь не применим термин «опасная связка», потому что каждую связку язык не поворачивается назвать опасной! Нет – она сложная и интересная, «споткнуться» можно буквально на каждом метре дистанции. И я решил сначала оценить степень того, как будет «разгружаться» машина: на первом прохождении тормозить до вершины и потом уже гарантированно вкатываться в вираж. А на втором прохождении – тормозить уже после вершины, и сравнить какова будет разница. Сразу же рисковать я не мог себе позволить.
Здесь вообще без соответствующего опыта нельзя сразу же, с первых метров рваться в бой, пытаться бороться с соперниками. Нужны тренировки и подготовка. Сами эстонцы считают дороги под Выру одними из самых сложных, они приезжают тренироваться сюда специально. И уж тем более мы, впервые оказавшиеся на эстонских дорогах – не могли позволить себе рисковать с самого начала именно сейчас, когда такие вот «боевые» километры нам нужны для подготовки к «Швеции». Действительно, на этих дорогах можно быстро прогрессировать, обзаводиться богатым арсеналом различных приемов. Честно говоря, приятно, что мы смогли одолеть такую дистанцию всего с одной помаркой – видимо и наш «арсенал» подобных приемов не самый плохой. И нужно их оттачивать и тренировать именно в таких условиях. Проехав трассу в Выру – мы получили не только опыт и накат, но и некоторую дополнительную уверенность в своих действиях.
Конечно, уровень борьбы здесь просто высочайший! На самом деле – из тех, кто попал в итоге в первую десятку – победить мог практически любой! Все идут с минимальными отрывами, малейшая ошибка – и ты мигом оказываешься вне этой борьбы. Все едут быстро, красиво – есть на что посмотреть и чему поучиться. Для меня сегодня такие ралли не просто нужны, это – ралли из числа тех, что запоминаются!
Ну и конечно атмосфера вокруг гонки впечатляет. Сразу видно, что ралли – национальный вид спорта! Очень душевный подход к технике, все автомобили, даже немолодые – вылизаны и блестят. Тренировочные машины – тоже на хорошем уровне подготовлены, разве что без каркасов. В сервис-парке – большие, яркие моторхоумы! Зрители, хотя нам опять сказали, что «это еще немного» - были в наиболее интересных местах. У нас обычно зрители собираются там, где «что-то бывает». А здесь это «что-то» может быть на любом метре, и зрители стоят там, где именно красиво!
Я слышал от многих старших товарищей, что нужно ехать тренироваться в Прибалтику, что именно там постигаешь ралли, понимаешь, насколько оно может быть интересным! На ознакомлении, с первого взгляда все показалась совсем необычно, но со второго – уже нет. По большому счету, все такие «хитрые» места - встречались нам и раньше. Просто здесь концентрация интересных связок и прыжков – предельно высока, каждый третий поворот именно такой – с трамплином или подбросом! Можно провести аналогию: в России такие места есть, но у нас их концентрация – как бульон, а в Эстонии – суп-пюре, в котором ложка стоит! В котелке по имени Выру – такое число раллийных ингредиентов, что суп получается очень наваристый. Такая дорога держит тебя в напряжении от старта до финиша. И сюда действительно нужно ехать, чтобы постигать эти азы.
Анна ЗАВЕРШИНСКАЯ, штурман: «Я тоже впервые на подобных дорогах. И меня очень порадовало, что наш уровень достиг того, что мы можем записать такую, никогда обоим ранее не встречавшуюся, трассу – и потом ехать и показывать некий темп. Здесь все недоработки, не заметные на простых трассах – сразу вылезают. У нас-то связок таких немного, и большинство их запоминают. В Эстонии нам пока «запомнить» ничего не возможно, так что получился именно «чистый» вариант: записать, и потом с этого листа проехать. Теперь нам понятно, что делать дальше и куда стремиться. На такой трассе было очень интересно читать! Вот только все эти интересные дороги я не видела в принципе во время гонки! Не будь три прохождения на ознакомлении – я бы их и вообще не увидела! Я всего раз пять за всю гонку голову подняла, даже Диму спросила после второго допа – много ли зрителей на трассе. Это очень интересная работа, когда ты движение автомобиля чувствуешь именно телом, чувствуешь все эти перегрузки, понимаешь именно по динамике машины – когда нужно читать дальше и как! На таких гонках сразу становится понятно, о чем когда-то говорили и продолжают говорить старшие товарищи. О том, что нужно записывать и читать, а что – нет. Здесь все сразу становится понятно – зачем и почему, становится на свои места. Картина мира принимает более реальные и объективные очертания!
По организации – одни положительные впечатления! Все работало как часы! Очень порадовало ралли-радио, оно лучше всего освещает гонку для болельщиков и для тех местных жителей, кто не смог приехать. Интересное наблюдение об эффективности ралли-радио: когда третий доп отменили, мы ехали через 20 минут после лидера, и на допах уже стояли только маршалы. Их было много, они стояли в каждом примыкании, на каждой горке. А зрителей уже нет! И, подъезжая к СУ4 – мы увидели море машин. То есть: все услышали по радио об остановке спецучастка – и рванули по расчищенным местным дорожкам на следующий доп. Такая эффективность радио сразу снимает очень много вопросов по безопасности, допустим если доп задерживается, а потом проходит в «боевом» режиме – то все об этом уже предупреждены.
Фото предоставлены Андреем Клещевым